Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенно иная – проявляется сетка сил, управляющая нашим миром. Сегодня – глава “Иди себе”. 

Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК), беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур. 

– В одной из серий “Гарри Поттера” есть такой кадр: Гарри, читая книгу, ныряет в ее содержание и оказывается в волшебной стране. 

Я вспомнил об этом, потому что мы сейчас тоже ныряем в глубину Торы, но открываем не какую-то волшебную страну вне себя, а потрясающий мир внутри! 

– Тот мир, который мы ощущаем, на самом деле не существует. То, что мы видим, слышим, осязаем, – ощущения внутри нашего тела. Недаром сказано мудрецом, что все миры – в человеке.  

Читая Тору или другую каббалистическую книгу, надо понимать, что каббалист описывает не наш мир, а свои внутренние ощущения. Это другой уровень, Высший мир – то, что он ощущает своей душой. 

Все эти персонажи – египтяне, Фараон, Авраам – это аллегорически описанные внутренние свойства человека. 

– Главный герой нашей главы – Авраам. И рассказ о нем начинается… в жанре детектива.

Родился Аврам в Вавилоне, где царем был Нимрод. 

В “Мидраш раба” написано: “Горе тому, кто осмелился усомниться в том, что Нимрод был богом, который сам себя сотворил: рядом с его троном всегда стоял палач”

– Царь – это человек, вызывающий в подданных ужас, потому что их жизнь в его руках – без всяких законов, без всякой логики: что захочет, то и делает. 

– Но здесь же не об историческом царе говорится?

Так кто такой “царь Нимрод”, который властвует в нас? 

– Это наш эгоизм, который не дает нам покоя. Это мой палач.

– Написано, что астрологи царя предсказали, что скоро родится мальчик, который будет отрицать его божественность. Нимрод приказал не оставлять в живых родившихся мальчиков. 

А жена Тераха – будущего отца Аврама, звездочета и волшебника царя – как раз была беременна. 

Такая вот детективная история. 

– Наше внутреннее свойство “Терах”, поддерживающее наш эгоизм идеологически, говорит нам то, что нравится нашему “царю” в этом эгоистическом царстве. 

– Когда родился Аврам, Терах спрятал его в пещере. А в три года Аврам постиг Творца. Как это понимать? 

– Внутри человека, в котором царствует эгоизм, вдруг возникает прозрение – “маленький мальчик”. 

Это новое понимание, которое показывает ему, что Нимрод – его эго – никуда не ведет его, а только царствует. И он открывает: “А король-то голый!”.

Естественно, имеется в виду не возраст ребенка. И три года, и последующие тридцать семь лет, и столетний возраст Авраама, когда у них с Сарой должен родиться ребенок, – все это меры постижения, меры овладения эгоизмом и понимания общего управления. 

– Для человека, постигающего духовный мир, эти три года – это три ступени продвижения? 

– Да. Вначале – это простое осознание мира. 

– Написано, что Аврам и Терах “продавали божков”. 

– “Продавать божков” – значит верить в духовные силы и пытаться ими манипулировать.

– То есть, пусть духовный мир послужит мне?

– Да. Почему Терах называется кудесником? Кудесниками называют людей, которые как-то манипулируют “потусторонними” силами. На этом уровне и работают Терах и Аврам. 

– Следующая стадия – переворот, прозрение Аврама. Он “разбивает божков” – т. е., рассказывает людям, что нет множества богов, а есть лишь одна Сила – Творец. 

– Имеется в виду, что он перерос свое прежнее состояние, отрицает его и поднимается над ним к пониманию того, что существует Единая сила, управляющая всем Мирозданием – общий Закон Природы, Закон Единства и Любви. 

– В Торе написано так:

/1/ И СКАЗАЛ ТВОРЕЦ АВРАМУ: “УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, ОТ РОДНИ ТВОЕЙ И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ. 

– Глава называется на иврите “Лех леха”. 

– То есть, Творец говорит Авраму: “Иди, уходи отсюда”? И в какую страну он должен идти?

– Страна – это άрец (от слова рацόн – желание). То есть, “Уходи отсюда, из этого эгоистического царства – из своего эгоистического желания. Иди в другое желание, которое Я раскрою тебе – духовное, божественное, желание любви”. 

Это новое желание называется “Исраэль (“яшάр Эль”): Исра – это прямо, Эль – это Высший, Творец – то есть, “прямо к Творцу”.

– Почему он слушает Творца? 

– Потому что уже не хочет, как раньше, использовать духовные силы, “продавая божков”, чтобы лучше жилось в этом мире. Он хочет сам подняться в Высший мир. Эта новая ступень меняет его имя на Авраάм

– И все эти состояния, которые прошел Авраам, каждый человек пройдет в себе? 

– С одной стороны, это те состояния, которые пройдет каждый человек на пути своего духовного развития. А с другой, – Авраам все-таки и историческая личность. 

Группа людей, пошедших за историческим Авраамом, впоследствии превратилась в народ Исраэль, названный так согласно цели, которой он хотел достичь и достиг в свое время, что нашло материальное воплощение в сооружении Первого и Второго Храма. Сегодня об этой цели он уже не помнит. О ней помнят только каббалисты, которые внутри этого народа скрыто были всегда. 

Но идеология Авраама, его философия, отношение к жизни, система морали – все это находится не только внутри народа Израиля, но и внутри других народов. Ведь он пытался распространить свои идеи среди всех вавилонян, которые впоследствии разошлись по всему миру.

– Вы хотите сказать, что наступит время “икс”, когда в каждом проявится это свойство – бескорыстное милосердие, “Авраам”? 

  – Да, искры милосердия – так каббалисты называют основополагающее свойство Авраама, – которые спали беспробудным сном все эти века в каждом потомке тех, кто еще в Древнем Вавилоне так или иначе соприкоснулся с его идеями человеколюбия и объединения всех людей над всеми разногласиями, – должны начать пробуждаться сегодня. Сначала в народе Израиля, а потом постепенно и в других народах. 

Поэтому и раскрылась сегодня тайная часть Торы – каббала. Многие уже поняли, что эгоистический путь развития дальше невозможен. Пора подниматься над нашим эго, объединяться и делать нашу жизнь чище, добрее, безопаснее. 

Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК). 

http://www.michaellaitman.com/ru/

Подготовила Светлана Волчек

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.